«Иран готовится ударить по Израилю...»
Евгений Сатановский

Уходящий 2025 год был очень богат на различные международные события, и даже потрясения. Мир буквально на наших глазах становится многополярным, что влечет за собой тектонические сдвиги, изменения в политике, экономике, военной сфере. В фокусе внимания, понятно, Европа и США.
Однако не менее важно для России восточное направление, отношения с республиками Центральной Азии (ЦА), которые когда-то входили в состав Советского Союза. Каковы здесь итоги уходящего года? На этот и другие вопросы в интервью «Свободной прессе» ответил известный политолог доктор политических наук Александр ГУСЕВ.
«СП»: Александр Анатольевич, минувший год оказался насыщен многочисленными контактами и встречами президента России Владимира Путина с лидерами центрально-азиатских республик. Что в «сухом остатке» и каковы дальнейшие перспективы сотрудничества на этом направлении?
— Безусловно, центрально-азиатское направление внешней политики России для нас крайне важно.
Спиридон Килинкаров: На этот раз Зеленского в Америке дожмут. Должны дожать!
«Киев может признать российские территории, чтобы не потерять всё»
Неудивительно, что только за последние полтора-два месяца состоялись встречи и переговоры президента России Владимира Путина с лидерами Таджикистана, Казахстана, Киргизии, Узбекистана, Туркменистана. Это свидетельствуют о том, что Москва ищет оптимальный формат сотрудничества со странами Центральной Азии.
Так, в ходе государственного визита Владимира Путина в Таджикистан 8−10 октября российский президент провел переговоры с президентом Таджикистана Эмомали Рахмоном, по итогам которых были подписаны совместное заявление об углублении отношений стратегического партнерства и союзничества, а также 16 документов в рамках межгосударственных, межправительственных и межведомственных отношений.
Гарантом безопасности в Таджикистане и во всем регионе по-прежнему является дислоцированная в республике 201-я российская военная база.
«СП»: По нарастающей выстраиваются взаимные контакты и с Казахстаном, другими республиками…
— 11 ноября в Кремле принимали президента Казахстана Касым-Жомарта Токаева. Накануне визита он опубликовал в «Российской газете» статью, напомнив о многовековой дружбе народов Казахстана и России.
Заявил о готовности вывести отношения Астаны и Москвы на уровень всеобъемлющего стратегического партнерства и союзничества, отметив «исключительную роль Владимира Путина в разрешении узловых проблем международных отношений».
Россия является крупнейшим торговым и инвестиционным партнером Казахстана. Итогом двухдневного государственного визита президента Казахстана в Москву стало подписание 10 документов и Декларации о выводе двусторонних отношений на новый уровень всеобъемлющего стратегического партнерства и союзничества.
В соответствии с ними Россия намерена расширить газоснабжение северных и восточных областей Казахстана, наладить совместную добычу редкоземельных металлов и активизировать сотрудничество в сфере испытаний космических ракетных комплексов. Казахстан в свою очередь готов расширить транзитные перевозки и создать условия для обеспечения транспортной безопасности на своей территории. Владимир Путин высоко оценил также сотрудничество в военной сфере.
«СП»: По размерам территории Киргизия не сравнима с Казахстаном, но играет в наших отношениях не менее важную роль…
— В ходе двухдневного официального визита российского президента в Киргизию 25 ноября в правительственном комплексе «ЫнтымакОрдо» прошли церемония официальной встречи Президентом Киргизской Республики Садыром Жапаровым и российско-киргизские переговоры.
Как отметил Владимир Путин, Россия является ведущим торгово-экономический партнером Киргизии. Российские инвестиции в Республику составили почти 2,0 млрд долларов. Было отмечено с обеих сторон, что размещенная в Киргизии объединенная российская авиационная база в Канте вносит существенный вклад в укрепление обороноспособности республики и обеспечение безопасности во всей ЦА".
По итогам переговоров президенты подписали 7 документов об углублении стратегического партнерства, что свидетельствует о переходе взаимоотношений на новый уровень. Не менее глубокий уровень отношений сложился и с лидерами других стран ЦА.
«СП»: Какой вывод из всего сказанного можно сделать?
— Он заключается в том, что Москва явно намерена произвести корректировку отношений со странами постсоветского пространства, в котором страны ЦА занимают особое положение. Подписанные документы имеют стратегическое значение и свидетельствуют об изменении парадигмы восприятия Москвой постсоветских стран, обозначив переход от формулы «младших братьев» к «равноправным стратегическим партнерам».
Кроме того, украинский опыт и СВО наглядно показали, что если Москва отмахнется от стран ЦА, то ими всерьез и надолго займутся другие мировые игроки, причем вопреки нашим интересам. Кстати, встреча Трампа с ними всеми в Вашингтоне в формате «5+1» это наглядно продемонстрировала.
Президент США сразу дал понять, что настроен весьма решительно и заговорил о поиске возможностей для продвижения американских интересов в регионе, пообещав, например, внесение на рассмотрение в Конгресс законопроекта об отмене поправок Джексона-Веника, введенную еще в далеком 1974 году и действующую в настоящее время в отношении центрально-азиатских стран.
Константин Бондаренко: Чего вдруг Зеленский стал главным борцом за отмену санкций США против России
Макрон бросил Трампа и переметнулся к Путину — но и тут его, похоже, ждет облом
Кроме того, США намерены подтвердить договоренности, достигнутые месяцем ранее на переговорах в рамках осенней сессии Генассамблеи ООН в Нью-Йорке с лидерами Казахстана и Узбекистана относительно подписанного Казахстаном соглашения о приобретении американских грузовых локомотивов на 4,0 млрд долларов, а также на разработку американскими компаниями нефти на месторождениях Тенгиз и Карачаганак.
Узбекистан же обязался закупить у США самолеты Boeing 787−9 Dreamliner на 8,5 млрд долларов. То есть Трамп потребовал закупать товары в США.
Судя по всему, намерения американцев в регионе более чем серьезные. Но, как говорил известный персонаж, «Восток — дело тонкое!», поэтому уверен, что оптимизма американцам эти соглашения не добавят, учитывая, что суммы для небогатых Казахстана и Узбекистана просто неподъемные.
Так что все эти предложения, скорее всего, так и останутся на бумаге.
Кстати, Вашингтон не упускает из виду и активных действий, которые предпринимает на центрально-азиатском направлении Китай. Сдерживание Китая в регионе для Соединенных Штатов является не менее важной задачей, чем ослабление российского влияния.
Полагаю, США не располагают достаточными ресурсами, чтобы проводить в Центральной Азии политику «двойного сдерживания» России и Китая. Вашингтон не может в достаточной степени опереться в ЦА на своих союзников, так как ни Евросоюз, ни Япония не располагают в регионе прочными позициями.
Более того, усугубляющееся расхождение интересов США и Турции не позволяет американской дипломатии рассчитывать и на Анкару.
«СП»: А как мы смотрим на потуги США в Центральной Азии, чего ждем?
— Что касается России, то Москва политику Вашингтона в центрально-азиатском регионе воспринимает как угрозу своим национальным интересам. Другое дело Китай. Сотрудничество России и Китая в Центральной Азии не имеет характера конкурентной борьбы, а представляется партнерским взаимодействием с согласованным распределением ролей в регионе.
Если Пекин берет на себя роль экономического локомотива в регионе, то Москва выступает гарантом безопасности. Политическая и военная роль России не ставится под сомнение Китаем, а Россия рассматривает Китай в качестве важного экономического партнера стран региона.
Налицо преобладание совпадающих интересов в регионе, которое стало более выраженным. Еще в марте 2023 года лидеры РФ и КНР подтвердили, что «намерены укреплять взаимную координацию по поддержке стран ЦА в обеспечении их суверенитета и национального развития, а также не приемлют попыток импорта „цветных революций“ и внешнего вмешательства в дела региона».